«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто
некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с
природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй,
установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только
для себя!»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.»
Дмитрий Лихачев
В настоящее время возрастает интерес к изучению истории, природы, культуры
родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном
крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они
в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего
народа. Ведь малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии
осознать.
Государственная
политика в области образования основывается на одном из принципов, сущность
которого заключается «в защите и развитии системой образования национальных
культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального государства.»¹
В Федеральном
стандарте начального общего образования предусмотрено учебное время для
реализации регионального компонента в содержании учебных курсов.
Национально-региональный компонент образовательных стандартов включает:
-
обязательный минимум содержания образовательной программы начального общего
образования по национально- региональному компоненту;
-
требования к уровню подготовки обучающихся реализуемых
программой по национально-региональному компоненту.
Предусматривается изучение « родного края – малой родины ; родного села,
области, края; основных достопримечательностей; особенностей
1 Закон Российской Федерации «Об образовании» ст. 2. п. 2.
труда людей родного края, профессий; важных сведений из истории родного края,
поиск дополнительной информации о родном крае.»²;
«водоемов , их использование
человеком, охрана (на примере наиболее распространённых
водоемов местности, края); полезных
ископаемых, распространенных в данной местности, их использование человеком;
дикорастущих и культурных растений, животных родного края; природных сообществ
родного края; народных традиций родного края, фольклорных праздников и обрядов;
ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом
местных условий).»
³
Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно.
Достаточно четко сформулировал идею изучения природы родного края в первой
половине
XVII
века Я.А. Коменский. Он рассматривал окружающий человека мир как начальный
способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе
заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым
деревьям, распускаться из собственных корней.»
Впоследствии его поддержали русские педагоги В.Р.Зуев, К.Д.Ушинский,
Д.Д.Семенов.
В начальной
школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края,
создаются условия для формирования нравственных чувств, ребенок осознает
важность и ценность лично для него окружающего микроклимата, учится грамотно с
ним взаимодействовать.
2,3 Федеральный компонент государственного стандарта общего
образовании
II.
Реализация национально-регионального компонента средствами учебных предметов.
1.
Задачи изучения в школе национально – регионального компонента.
Введение в программу материала о
природе, истории, культуре Донского края, предусматривает решение следующих
задач:
Образовательные:
формировать у учащихся картины прошлого
и настоящего нашего края на уроках, внеклассных мероприятиях, экскурсиях;
показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути земли
Донской; систематизировать сведения о неживой и живой природе, о труде людей
края, района, о взаимосвязи природных условий и труда людей; формировать
целостное представление об окружающем мире; познакомить с устным народным
творчеством народов Дона, творчеством Донских писателей, художников, традициями,
обычаями.
Развивающие:
совершенствовать умения и навыки учащихся работать с картой,
дополнительной литературой,
развивать кругозор, память, культуру речи, внимание.
Воспитательные:
приобщать учащихся и их родителей к
изучению истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям,
явлениям своей малой родины, показывать полезность их поисковой деятельности,
воспитывать уважение к «веку минувшему», любовь к своему краю, гордость за его
прошлое и настоящее, чувство ответственности за все здесь происходящее.
Решение проблем
регионального подхода к преподаванию в начальных классах требует от учителя
серьезной подготовки. В частности : иметь широкие знания о родном крае; уметь
определить место краеведческого материала при прохождении школьных программ по
истории, окружающему миру и другим предметам, расширить его с точки зрения
регионального подхода; внести в программы, структуру урока и его методику
соответствующие коррективы для более широкого привлечения краеведческого
материала.
При изучении и сборе
краеведческого материала применяются различные методы: изучение специальной
литературы по предметам исследования; знакомство с краеведческой книгой и
периодической литературой, наблюдения, зарисовки, фотографирование объектов
природы, беседы с местными знатоками природы: рыболовами, охотниками,
работниками музея и т.д.
Реализацию
регионального компонента можно осуществлять как составляющую часть
общеобразовательной программы через интеграцию тем, разделов в предметах
федерального компонента; дополнительного образования; системы воспитательных
мероприятий общешкольного и классного характера.
При отборе
краеведческого материала следует придерживаться следующих правил:
-
события местной истории и культуры должны быть важными для региона, понятными и
доступными для младшего школьника;
-
использоваться систематично и планомерно; в тесной связи с
материалом;
-
участие учащихся под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого
материала с применением исследовательского метода;
-
вызывать интерес к родным местам; содействовать формированию патриотических
чувств;
- умение учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках в начальной школе.