I

 

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Антуан де Сент-Экзюпери

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

                                   Дмитрий Лихачев

 

       В настоящее время возрастает интерес к изучению истории, природы, культуры родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они  в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Ведь малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

     Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов, сущность которого заключается «в защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях  многонационального государства.»¹   

     В Федеральном стандарте начального общего образования предусмотрено учебное время для реализации регионального компонента в содержании учебных курсов.

     Национально-региональный компонент образовательных стандартов включает:

-         обязательный минимум содержания образовательной программы начального общего образования по национально- региональному компоненту;

-         требования к уровню подготовки обучающихся  реализуемых программой по национально-региональному компоненту.

     Предусматривается изучение « родного края – малой родины ; родного села, области, края; основных достопримечательностей; особенностей  

1 Закон Российской Федерации «Об образовании» ст. 2. п. 2.

 

труда людей родного края, профессий; важных сведений из истории родного края, поиск дополнительной информации о родном крае.»²; 

«водоемов , их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространённых водоемов местности, края);  полезных ископаемых, распространенных в данной местности, их использование человеком; дикорастущих и культурных растений, животных родного края; природных сообществ родного края; народных традиций родного края, фольклорных праздников и обрядов; ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).» ³

     Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно четко сформулировал идею изучения природы родного края в первой половине  XVII века Я.А. Коменский. Он рассматривал окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней.»

     Впоследствии его поддержали русские педагоги В.Р.Зуев, К.Д.Ушинский, Д.Д.Семенов.

     В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, создаются условия для формирования нравственных чувств, ребенок осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата, учится грамотно с ним взаимодействовать.   

2,3 Федеральный компонент государственного стандарта общего образовании

 

II.   Реализация национально-регионального компонента средствами учебных предметов.

 

1.     Задачи изучения в школе национально – регионального компонента.

 

       Введение в программу материала о природе, истории, культуре Донского края, предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:   формировать у учащихся картины прошлого и настоящего нашего края на уроках, внеклассных мероприятиях, экскурсиях; показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути земли Донской; систематизировать сведения о неживой и живой природе, о труде людей края, района, о взаимосвязи природных условий и труда людей; формировать целостное представление об окружающем мире; познакомить с устным народным творчеством народов Дона, творчеством Донских писателей, художников, традициями, обычаями.

Развивающие:  совершенствовать умения и навыки учащихся работать с картой, дополнительной  литературой, развивать кругозор, память, культуру речи, внимание.

Воспитательные:   приобщать учащихся и их родителей к изучению истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины, показывать полезность их поисковой деятельности, воспитывать уважение к «веку минувшему», любовь к своему краю, гордость за его прошлое и настоящее, чувство ответственности за все здесь происходящее.

     Решение проблем регионального подхода к преподаванию в начальных классах требует от учителя серьезной подготовки. В частности : иметь широкие знания о родном крае; уметь определить место краеведческого материала при прохождении школьных программ по истории, окружающему миру и другим предметам, расширить его с точки зрения регионального подхода; внести в программы, структуру урока и его методику соответствующие коррективы для более широкого привлечения краеведческого материала.

    При изучении и сборе краеведческого материала применяются различные методы: изучение специальной литературы по предметам исследования; знакомство с краеведческой книгой и периодической литературой, наблюдения, зарисовки, фотографирование объектов природы, беседы с местными знатоками природы: рыболовами, охотниками, работниками музея и т.д.

     Реализацию регионального компонента можно осуществлять как составляющую часть общеобразовательной программы через интеграцию тем, разделов в предметах федерального компонента; дополнительного образования; системы воспитательных мероприятий общешкольного и классного характера.

     При отборе краеведческого материала следует придерживаться следующих правил:

-         события местной истории и культуры должны быть важными для региона, понятными и доступными для младшего школьника;

-         использоваться систематично и планомерно; в тесной связи с   материалом;

-         участие учащихся под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода;

-         вызывать интерес к родным местам; содействовать формированию патриотических чувств;

-         умение учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках в начальной  школе.